Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Сосновоборск
03 декабря, чт
-15°
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Сосновоборск
03 декабря, чт
-15°

«Дети такие же взрослые, только маленькие»

Оксана ЧЕБЕРДА, инструктор по физической культуре в детском саду №8, получила звание «Заслуженный педагог Красноярского края».
5 ноября 2020
53

8 октября в Законодательном собрании наградили лучших педагогов края. Почётное звание «Заслуженный педагог Красноярского края» в этом году присвоено 50 преподавателям из разных территорий региона. Среди них Оксана ЧЕБЕРДА, инструктор по физической культуре сосновоборского детского сада №8. В интервью «Рабочему» Оксана Анатольевна рассказала, как будучи хореографом, стала воспитателем детского сада, почему её занятия по физкультуре больше напоминают весёлую игру, о собственном подходе к обучению детей и о фонде «Университет детства».

8 октября заместитель председателя Правительства края Алексей ПОДКОРЫТОВ вручил воспитателю сосновоборского детского сада №8 Оксане ЧЕБЕРДА звание «Заслуженный педагог Красноярского края».

Когда вы узнали, что вас награждают?

На совещании в День дошкольного работника – 27 сентября объявили официально. Но всю неделю до этого Светлана Николаевна (Светлана ЮФЕРЕВА, заведующий детским садом №8, – прим. авт.) была такая загадочная, намекала мне о звании, которое я получу. Не скажу, что это было неожиданно. Обсуждали такую возможность уже два года, но

что-то так и не случилось. Уже думала всё, не будет «заслуженного педагога». Так что я удивилась такой новости.

Как прошло само награждение?

Здорово! Мы классно пообщались с другими педагогами, фотографировались, обменивались опытом. Для нас пригласили квартет из девушек-скрипачек. Они так чудно играли! И с ними сфотографировались тоже. Добрая атмосфера, не напряжённая.

Теперь загордитесь, будете с высокоподнятой головой ходить на работу? Что это звание для вас?

Что вы! Я очень скромный человек по жизни, мне даже сложно говорить только про себя в интервью! Конечно, приятно, что заметили, хоть и я не люблю конкуренцию. Всё-таки, это немного конкурс.

Почему вам не нравятся конкурсы?

Конкурс — это всегда про то, чтобы кто-то остался довольным, а кто-то обиженным. Мне не нравится, когда кого-то оценивают. Поэтому я никогда специально не стремлюсь к победам. Люблю фестивали, вот на них праздник жизни и творчества. С ребятишками часто участвуем в таких.

В каких направлениях вы готовите детей к фестивалям?

Они у меня танцуют. Делаем танцевальные номера, по желанию все участвуют.

«Севастопольский вальс» – танец воспитанников детского сада №8, поставленный Оксаной ЧЕБЕРДОЙ ко Дню Военно-морского флота.

Любопытно, с учётом, что вы инструктор по физической культуре. Кто вы по образованию?

Хореограф. Много лет занималась танцами в классическом направлении.

Как же вы тогда оказались в детском саду?

Случайно. Привела своего ребёнка в садик и осталась. Была свободная вакансия, моего образования хватило для получения должности воспитателя. Спустя некоторое время стала инструктором по физкультуре. Для меня это неожиданное стечение обстоятельств. Помню, в 14 лет меня спросили, кем я хочу стать, а я сказала, что лучше скажу, кем не хочу – бухгалтером и воспитателем. Ирония судьбы.

Почему вы остались?

Времена тогда были тяжелые, 90-е, выхода не было. Да и мне так понравилось! Очень рутину не люблю, а с детьми каждый день что-то новое. Мы постоянно играли вместе. Запомнились зимние вечера, когда с ребятишками резались в лото.

Редко встретишь человека, работающего с детьми, с таким удовольствием. Как у вас проходит обычное занятие?

Есть такая затея, называется «Три сигнала». Начинаем урок, звучит первый сигнал. По нему дети бегают по залу, делают, что хотят, но главное, чтобы они выбрали себе снаряд для занятия: мяч или скакалку, например. Второй сигнал – по нему уже ребята не могут выбирать снаряды, а играют конкретно с теми, которые выбрали. И по третьему сигналу они убирают всё на место. Такое обычно любят дети из старших групп.

Минимальный контроль на занятии! Я помню в детском саду, нас выстраивали в линейку, и мы по команде поднимали правую руку. Тех, кто справился, отправляли баловаться на шведской стенке и играть с большими мячами. Остальные оставались стоять. Почему у вас иначе?

Самое главное в ребёнке развить саморегуляцию и самостоятельность. Он сам попрыгает и побегает так, как ему нужно, без навязанных упражнений. Основная цель урока, чтобы дети получали удовольствие и радовались, а не научились выполнять требования взрослого как роботы. Так ведь можно отбить желание вообще заниматься физкультурой.

Но везде практикуется именно формат: «здраст», «смирно», «вольно», «закончили упражнение». Считается, что это развивает дисциплину.

Не согласна. В воспитании «дисциплины» таким способом ребёнок не учится размышлять, предугадывать, чувствовать себя. Детей ставят перед фактом – вы дети, а мы взрослые, нас нужно слушаться, потому что мы взрослые. Этот образ взрослого с кнутом априори неправильный. Дисциплина – это, когда ребёнок сам осознаёт своё поведение и поступки, и понимает последствия. И тогда он будет сам себя дисциплинировать и поступать хорошо, а не потому, что его заставили делать.

И как же тогда убедить ребёнка, что ему необходимо сделать то или иное действие?

Завоевать его авторитет. Не лгать, признавать свои ошибки. Некоторые воспитатели, например, оказываются неправы, и вместо того, чтобы извиниться или сообщить ребёнку о своей ошибке, они забывают об этом, будто и не было. И какого послушания можно ждать, если с ребёнком не считаются?

Как вы завоёвываете авторитет у детей?

Расскажу вам случай. Пришёл на занятие мальчик, про которого сказали, что он не любит физкультуру, и привлекать его к играм бесполезно. Я его оставила на уроке. Когда все носились по залу, он стоял смотрел, а я не мешала, пускай наблюдает. Через некоторое время ребёнок стал улыбаться при виде меня, потом попросил побегать. И мы с ним бегали по залу за руку – ему это нужно! У мальчика такая особенность и, это нормально. Я приняла его таким, как он есть, дала возможность самому принять решение – никакого принуждения! Сейчас он, как и все дети, любит играть на занятиях.

Вы так говорите о детях, будто они совсем не отличаются от взрослых.

Так и есть. Ребёнок такой же взрослый, только маленький. Они всё понимают, у них те же конфликты, обиды. Мы часто недооцениваем детей, и не даём им быть самостоятельными.

Какую функцию сейчас выполняет детский сад?

Это место для комплексного развития ребёнка. Не для воспитания, как многие думают.

Вы уже 4 года участвуете в проекте «4D игра» московского фонда «Университет детства». Расскажите, как вы его реализуете в Сосновоборске?

Мы играем с детьми в разных условиях. Дети мало играют, к сожалению, но это делает нашу работу более полезной. Как существует проект: есть педагоги, которые его проводят в своих учреждениях. Каждый год своя тематика, в прошлом году играли с представителями разных профессий, например. В этот раз игра во дворах. Педагоги со всей страны предлагают различные затеи в банк игр, и оттуда их можно брать и организовывать со своими ребятишками. Мы успели провести несколько таких встреч. Последняя была в середине октября, ходили на лыжную базу.

Оксана ЧЕБЕРДА проводит интерактивное занятие по правилам дорожного движения в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Много желающих порезвиться не на территории детского сада?

Обычно водим группой, но последний раз много детей было. Сначала пришли 6-7 человек, а потом похоже сарафанное радио сработало и много набежало. Пробовали привлекать родителей, но они стесняются.

Будут ещё игры?

Да, конечно, говорю вам, как организатор проекта. Как позволит эпидемиологическая обстановка, так и устроим большую игру!

Екатерина Нятина
Корреспондент